КОЗАЦЬКА БІБЛІОТЕКА 

 

Анатолий Доценко, Леонид Дубиковский, Анатолий Кирилюк. От "Ноосферы" Леруа, де Шардена до "Богосферы" В.Вернадского.

Анатолий Доценко, Леонид Дубиковский, Анатолий Кирилюк лаборатория духовности В. Вернадского г. Киев ОТ “НООСФЕРЫ” ЛЕРУА, ДЕ ШАРДЕНАДО “БОГОСФЕРЫ” В. ВЕРНАДСКОГО “Чем ближе к церкви, тем дальше от господа Бога” “Айвенго” Вальтер Скотт “В истории Земли в ХIХ и ХХ веках началась новая геологическая эра – “психозойская (Д. Ле Конт, и Шухерт) или “антропогенная” (А.П. Павлов), отвечающая новому большому геологическому явлению: человек стал геологической силой, впервые меняющий лик нашей планеты, – силой которая нам представляется стихийной. В 1930 годах Э. Леруа и Тейяр де Шарден, исходя из представлений о биосфере, как об особой геологической оболочке Земли, пришли к заключению, что биосфера в наш исторический момент геологически быстро переходит в новое состояние – ноосферу (Ноосфера – оболочка разума. “Ноос” по – древнегречески Разум), т. е. в такого рода состояние, в котором должны проявляться разум и направляемая им работа человека как новая небывалая на планете геологическая сила” [1, с. 150]. Но в то же время В. Вернадский поднял тревогу и информировал мировую общественность о том, что: – “We observe a more and more dramatic influence of a human intellection and collective mind on geochemical processes; that`s the fact, that carbon dioxide increases during the civilisation progress.” – “Where will this new geological process stop? And will it stop or not ?” “Here human beings behave not like Homo sapiens but like Homo sapiens faber!” [2, р. 4]. Учение В. Вернадского о планетарних процессах и о предотвращении мировой экологической катастрофы положено в основу Водородной Цивилизации будущего (the HyCy – Conception) [2]. Меморандум о новой экологической концепции принят на 5-й Международной конференции Ассоциации Водородной Энергетики и предусматривает неизбежные фундаментальные изменения человеческой жизни не только в индустриальной сфере, но и в духовной [3, с. 3 ]. Скрижали Вернадского: 1. “Мы живем …в эпоху крупнейшего перелома. Философская мысль оказалась бессильной возместить связующее человечество духовное единство. Духовное единство религии оказалось, утопией…. Религиозная мысль распалась на множество течений. Бессильной оказалась и государственная мысль создать это жизненно необходимое единство человечества в форме единой государственной организации…. И как раз в это время, к началу ХХ в., появилась в ясной реальной форме возможная для создания единства человечества сила – научная мысль, переживающая небывалый взрыв творчества. Это сила геологического характера, подготовленная миллиардами лет истории жизни в биосфере. Она выявилась впервые в истории человечества в новой форме, с одной стороны, в форме логической обязательности и логической непререкаемости ее основных достижений и, во-вторых, в форме вселенскости, – в охвате ею всей биосферы, всего человечества, – в создании новой стадии ее организованности – ноосферы” [1, с. 51]. 2. “Наука и научная работа отнюдь не являются, взятые в целом, результатом только работы отдельных ученых, их сознательного искания научной истины… специалисты, инженеры и экономисты – теоретики, прикладные химики, зоотехники, агрономы, врачи представляют всю творческую силу народа” [1, с. 38]. 3.“Наука есть проявление действия в обществе совокупности человеческой мысли” [1, с. 38]. 4. “История научного знания, даже как история одной из гуманитарных наук, еще не осознана и не написана. Только в последние годы она едва начинает выходить для нас за пределы «библейского» времени…8-10 тысяч лет назад” [1, с. 22]. 5. “Но наука одна, и едина, ибо, хотя количество наук постоянно растет, создаются новые, – они все связаны в единое научное построение и не могут логически противоречить одна другой” [1, с. 70]. 6.“Наука имеет свое определенное строение, в ней существует область фактов и обобщений научных, эмпирически установленных фактов и эмпирически полученных обобщений, которые по своей сути не могут быть реально оспариваемы” [1, с. 69]. 7. “Третья основа науки – научный аппарат фактов – система и классификация научных фактов, точность которых достигает предела, когда научные факты могут быть выражены в элементах пространства – времени – количественно и морфологически” [1, с. 79]. При этом полагаем, что научное понятие “Три основы науки” тождественно научному понятию “Три этапа мышления”, как более конкретизированному понятию “Научная мисль”. “Научные измышления или Божественная мудрость”. Приведенным выше скрижалям В. Вернадского без сомнения присущи научные “логическая обязательность и логическая непререкаемость”, однако в заключительной скрижали, где “научные факты могут быть выражены в элементах пространства – времени – количественно и морфологически” чувствуется недомолвка Автора, возможно преднамеренная, и имя ей: “гавристика”, следуя которой интерпретацию Трех основ науки “в элементах пространства – времени – количественно и морфологически” Мы продолжим. Морфология – раздел языковедения, изучающий строение слова в зависимости от морфем, из которых оно состоит. Установим синонимы определений “Трех основ науки” В. Вернадского: – Первая основая науки – “эмпирическое установление фактов” посредством наблюдения, синонимы: Созерцание, Видение, Бачение; – Вторая основа науки – “эмпирическое получение обобщений научных”, синонимы: Осмысление, Оглядыны; – Третья основа науки – “научный аппарат фактов” – техника упорядочения наблюдений частностей, синонимы: поГрешность, оГрех оглядын, Грех; Запишем Три основы науки через синонимы: Бачение; Оглядыны; Грех, и используя морфемы – аббревиатуры, получим слово “БОГ”, синонимы: СОЛ, ПОЛ, БОР, как научное понятие “Три основы науки”, как научное понятие “Три этапа мышления”, как наивысшую духовную ценность общества. Следовательно: Боги, с до Библейных времен и до нашого времени – быстрые умом ученые, а Божественная “мудрость” – это их, живых Богов, “мудрость”. По старой памяти в народе высококлассного специалиста называют “Богом”. Прощаясь, близкие говорят – “с Богом”. В различных житейских ситуациях мы часто слышим: “Слава Богу”, и даже применительно к умалишенным, во времена Святой Руси употребляли достойное – “Божевільный”. Эксперимент. “Наука есть проявление действия в обществе совокупности человеческой мысли” (Скрижаль 3). Так, В. Вернадский определил научные понятия “Наука”, “Три основы науки”, которые научная мысль “выковывала шаг за шагом и которые теперь являются ее самым надежным достоянием и самым обычным орудием” [1, с. 81]. – На службе у человечества работает несметное количество “умных” устройств, например, электрических нагревателей, печей, в которых посредством термоэлектрического преобразователя (термопары), устройства сравнения температур (компаратора) и автогенератора-усилителя (нагревателя) реализуюется научное понятие “Три этапа мышления”. – Среди 311 терминов и 26 определений основных понятий метрологии изначальными являются “ТРИ”: 1) объект; 2) измерительная техника; 3) погрешность. Результат измерения содежит: 1) среднее арифметическое n наблюдений; 2) доверительный интервал; 3) доверительная вероятность: U = 1,018 ± 0,002 B. P=0,95 – На рисунке схематически представлен прибор Контролограф, изобретенный профессором Я. Цурковским, “основателем теории психической контрольности для её измерения и тренинга”. - Рис. 1. Схематическое изображение Контролографа Цурковского В 1931 году, профессор Я. Цурковский, как директор Института психотехнических исследований, приезжал из Катовице в Москву на конгресс психологов и вызвал там фурор. Современный усовершенствованный Контролограф, в отличие от существовавших методик, диагностировал глубинные психические данные человека, его потенциал, всего за час времени. Контролограф Цурковского прост в использовании. И пятикласник и академик – в одинаковых условиях. Оба получают зрительную (чувственную) и логическую (цифровую и текстовую) информацию и должны нажать на соответствующие клавиши”. Таким образом, в “памяти” Контролографа Цурковского также присутствуют элементы “Трех этапов мышления” [4]. Заключение “Открывать тайны веры ученым также трудно, как верблюду пройти сквозь игольное ушко” Эмануэль Сведенборг [5, с. 440]. Вопросы возрождения духовности человека и общества волнуют не только древний Острог. В 1846 году “Кирилло-Мефодиевцы” Киевского Императорского имени Святого Владимира университета в п. 35 своей программы констатировали: “Тогда императоры с господами условились и сказали между собой так: уж нам не скоренить християнства, поднимемся на хитрости, примем сами християнство, извратим учение Христово так, чтобы нам выгодно было, и одурачим народ” [6]. А как объяснить взаимоисключающий “плюралізм” двух современных украинских академиков Голубца М. и Локтева В. в их публикациях “Про Віру, Науку, Атеїзм” и “На захист науки і наукового світогляду”, как не “Circulus vitiosus” (Порочный круг – логическая ошибка, состоящая в том, что высказывание, которое само нуждается в доказательстве, признаётся доказанным и ложится в основу последующих умозаключений.) [7, с. 38, 42]. О совершенно забытой попытке В. Вернадского “разорвать порочный круг” в общественном сознании был сделан доклад киевской Лаборатории духовности В. Вернадского “Научная мысль…” В. Вернадского как Мессия “Водородной Цивилизации” на ХI Международной Конференции “Водородное материаловедение и химия углеродных наноматериалов” в 2009 году [8, с. 954 ]. Доклад вызвал интерес и был отмечен при подведении итогов. “Наука не отвечает в современном социальном и государственном плане жизни человечества тому значению, которое она имеет реально уже сейчас. Это сказывается и на положении людей науки в обществе, и на их влиянии на государственные мероприятия человечества, на их участии в государственной власти, а главным образом на оценке господствующими группами и сознательными гражданами – “общественным мнением” страны”. Эти слова написаны В. Вернадским ещё в 1938 году, однако чувстуется современность, “непререкаемость высказываний”, другими словами – эталонность духовности, что у Борхеса является природой (пространством), бесконечной сферой, а форма сферы совершенна и подобает божеству [5, с. 47]. Литература 1. Вернадский В. Размышления натуралиста: Научная мысль как планетарное явление.– М. : “Наука”, 1977. – Кн. ІІ. – 192 с. 2. Int. J. Nuclear Hydrogen Production and Application, Vol.1, No. 2, Paris, France, 2006. – 119 p. 3. Водородная Экономика и Водородная Обработка Материалов: Труды Пятой Международной конференции “ВОМ-2007”, Донецк, 21–25 мая 2007 г. – Донецк : ДонНТУ, ДонИФЦ ИАУ, 2007. – 952 с. / Приложение: ”Memorandum on a Novel IAHE Сonception of Hydrogen Civilization of the Future”. – 7 р. 4. Практична психологія за Цурковським / Голос України. – 2005. – № 61 (3561). 5. Борхес Х.Л. Письмена Бога. – М. : “Республика”, 1994. – 510 с. 6. Костомаров Н.И. “Закон Божий”(Книга бытия украинского народа), изд-во “Лыбидь”, КГУ, 1991. – 40 с.; http://users.iptelecom.net.ua/~shluif/. 7. Світогляд. – 2009. – № 5. 8. Дубиковский Л.Ф. “Научная мысль...” В. Вернадского как Мессия “Водородной Цивилизации” // Книга тезисов ХI Международной Конференции “Водородное материаловедение и химия углеродных наноматериалов”, ICHMS 2009. – Ялта, Крым, 2009. – 1168 с. Версия для печати

 

2011   Козацька бібліотека © Всі права захищені
КОЗАЦЬКА БІБЛІОТЕКА · ГОСТЬОВА КНИГА · КАРТА САЙТУ


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS