КОЗАЦЬКА БІБЛІОТЕКА 

 

Родовой строй-4

ГлаваХ
ИНДИЯ И ИНДОНЕЗИЯ
Дуальная организация
Индия, Индокитай, Индонезия — районы чрезвычайно слож-ных этнических взаимоотношений. Здесь налегают друг на друга многочисленные исторические и этнографические пласты, разо¬браться в последовательности и порядке которых подчас весьма затруднительно. Этнографов с давних пор интересовали сложив¬шиеся здесь взаимоотношения этногонического порядка, в силу чего вопросы социальной организации оставались в тени. Социаль¬ный строй многих сотен племен до сих пор остается неисследо¬ванным. К тому же большая часть индийских, индокитайских и индонезийских племен в те или иные исторические периоды включены были в рабовладельческие и феодальные государства и, естественно, утеряли многие важные черты родовой организа¬ции. Наконец, к сожалению, множество специальных местных изданий остаются недоступными для нас.
В силу этого наши сведения о дуальной организации Южной и Юго-Восточной Азии отрывочны и случайны.
В наиболее яркой форме дуальная организация сохранилась у ассамских нага'. Эта группа племен представляет собой настоя¬щий этнографический музей. Они обитают на Ассамских холмах, говорят на тибето-бирманских языках и принадлежат к монго¬лоидной расе. Их описывают как красивых, мускулистых, крепко сшитых и ладно скроенных людей. Нага занимаются мотыжным земледелием, знают железо, ведут обширную торговлю рабами. Они — смелые воины, свирепые охотники за головами, не знаю¬щие ни страха, ни жалости. Они воздвигают мегалитические па¬мятники и приносят человеческие жертвы *. Их религия и их социальный строй хранят чрезвычайно древние архаические чер-
1 К сожалению, нам осталась недоступной работа: J. Rose. Dual Orga-nization in Assam.— «Journal of the Department of Letters. University of Calcutta», 1934.
214
 
ты. Будучи весьма многочисленным народом, нага распадаются на ряд племен; каждое племя, в свою очередь, делится на роды и фратрии. Племя аонага делится на-фратрии Монгсен и Гонгли, которые отличаются друг от друга некоторыми обычаями и язы¬ковыми оборотами, употребляемыми в разговоре. Согласно преда¬нию,   фратрии   раньше   жили   отдельно   и  поселились   в   одной v'    деревне  сравнительно  недавно.  Они даже  не   вступали   между %     собой в брак, пока не случилась следующая история. Когда они |     поселились вместе  и заняли разные части одной и той же дерев¬ни, юноша и девушка, происходившие из разных фратрий, влюби-'Ъ      лись друг в друга   и,   несмотря   на   предупреждение   старших, Ъ      заключили брак. Ночью они умерли без видимых причин. Соглас-•j*5     но обычаю, их тела были помещены в домах их родителей и под-•^     всргнуты окуриванию. Два столба дыма, поднявшиеся  над   кры-t«     шами домов, направились друг к другу и соединились в воздухе'. ,.       В   этом  люди  усмотрели  знак   свыше, предписывавший членам f       разных фратрий вступать  между собой  в брак.   С   этой   поры £"      фратрии стали экзогамны.  В настоящее  время фратрии аонага у,„     патрилинейны, занимают обособленные части деревни   и имеют ;,-      отдельные рисовые поля. Следовательно, фратрии   не   потеряли здесь экономического значения. Членам фратрии Монгсен запре¬щено есть собак и один из видов обезьян2. Племена маррингс, чирус, танкхул, входящие в группу нага, также делятся на экзо-*■      гамные патрилинейные фратрии, которые, в свою очередь, распа-^       даются на шесть родов каждая. По разным деревням фратрии и      носят разные названия. Часто одна считается «старшей», другая «младшей». В каждой деревне имеется двое старшин, принадле¬жащих к разным фратриям 3. Ангами-нага делятся на две фрат¬рии, которые раньше были экзогамны. По преданию, они произо¬шли от двух братьев, вышедших из недр земли. От старшего брата произошла фратрия, известная под именем Кепецома, от младше¬го— фратрия  Кепефюма.  В  языке  этих  фратрий  наблюдаются <- •    некоторые различия. Члены фратрии   Кепецома  называют  отца J       «ано», мать — «ало», члены фратрии Кепефюма называют отца «апву», а мать — «апфю». Люди Кепефюма считаются красивы¬ми, но слабыми, люди Кепецома — некрасивыми, но сильными4. Племя сангтам-нага делится на' шесть родов,  которые  разбиты по три между двумя фратриями: Чонгли и Лемтур. Функции их V     неизвестны5. В работе Роза, известной нам только по рецензиям, |f*     дуальная организация  отмечена у других  ассамских племен — f*     анал, ланганг, мантак,  марринг,  мезии.
/" Следы дуальной организации находим мы не только в Ассаме,
yt'     но и в самой Индии. Так, мука дора или конди дора, примитивное
(<£
"Smith, 1925, стр. 50—51, 110.
3 Hods on, 1911, стр. 74, 89.
4 Hutton, 1921, стр. НО, 112; Furег-Неimdorf, 1932, стр. 12.
5 Kaufmann, 1939, стр. 219.
215
 
племя холмов, говорящее па языке телугу, занимающееся земле¬делием и мелкой торговлей, делится на фратрию Коро-вамсан, которая почитает солнце, и фратрию Нага-вамсан, которая почи¬тает кобру. Ортодоксальной формой брака у мука дора считается брак с дочерью брата матери6. Вообще среди дравидийских пле¬мен Индии кросс-кузенный брак чрезвычайно широко распро¬странен7. Это дало Фрезеру право заключить, что дравиды, прак¬тикующие весьма широко обычай кузенного брака, унаследовали его от тех времен, когда их предки делились, подобно многим современным австралийским племенам, на две экзогамные поло¬вины, или класса 8. Индийский исследователь Гури подкрепил это заключение анализом дравидийских систем родства 9. Сверх того он привел кое-какие факты, которые можно более тесно увязать с дуальной организацией. Так, по его словам, каста йерракала, входящая в состав племени телугу, делится на 14 патрилинейных родов, распределяющихся для брачных целей по двум брачным классам; в пределах классов браки воспрещены.
Другая каста телугу, называющаяся голла (по профессии: «голла» — пастухи), распадается на восемь эндогамных групп. Каждая такая группа делится на семь экзогамных «готра» (родов), имеющих растительные тотемы. Все семь готра сгруп-пированы по двум фратриям: в одну фратрию входят четыре, в другую — три готра. Фратрии экзогамны. Такие же фратрии, часто носящие название «даяуда», Гури отмечает у племен уппи-лиан, корава, гондов І0. В Майсоре общины земледельцев и ремес¬ленников образуют особые гильдии, называемые «фана». Каждая фана разделяется на две половины, одна из которых называется Балаган (правая рука), другая — Иедаган (левая рука). Каждая половина имеет особые права и обязанности во время обществен¬ных церемоний и обрядов. Нарушение этих прав противополож¬ной половиной ведет к ожесточенной драке. Точно так же неко¬торые общины наяров распадаются на две партии, одна из кото¬рых называется Белой партией, другая — Черной11.
В связи с дуальной организацией находится, очевидно, деление племени на две группы — Тартар и Тейвал. Группы эти эндогам¬ны, мужчина Тартар обязан жениться на женщине Тартар, муж¬чина Тейвал — на женщине Тейвал 12. Лишь изредка заключаются браки вне своей группы. Но некоторые черты указывают на то, что раньше эти деления были фратриями, а следовательно, соблю¬дали экзогамию.  Между этими группами существует известная
6 Thurston, 1909, V, стр. 103—104.
7 См. Rivers, 1907, стр. 611—640. Обзор фактов: F г a z е г, 1910, И,
стр. 228; G h u r у е, 1923, стр. 90.
8 Frazer, 1910, II, стр. 228.
9 Ghurye, 1923, стр. 79—91.
10 Там же, стр. 90.
11 Perry, 1923, стр. 278-279.
12 Rivers,  1905, стр. 34.
21fi
 
специализация, некоторые степени жречества замещаются только членами группы Тейвал13. Различия в обрядах проходят через все церемонии, связанные с рождением, браком и смертью. Наибо¬лее интересно, однако, существование взаимных, обратимых обя¬зательств. Во время погребения Тейвал некоторые обряды, в том числе обряд бросания первой земли на тело, исполняют люди Тартар и наоборот 14. Но взаимное погребение, как мы знаем, как раз типично для фратрий. Существует также представление, что люди Тартар занимают более высокое, люди Тейвал — более низ¬кое социальное положение; отмечены между ними различия в языке й обособленность поселений15. Все эти свидетельства сами по себе еще не говорят о том, что Тартар и Тейвал были когда-то двумя фратриями племени тода. Но все же отношения между этими социальными группами очень напоминают отношения между Овагереро и Овамбандиеру, Имхад и Имайегхан в Африке. Поэтому возможно высказать в качестве гипотезы предположение о происхождении этих подразделений из фратрий, ставших впо¬следствии эндогамными. Предположение это тем более законно, что Тартар и Тейвал исполняют взаимный погребальный обряд, что типично как раз для фратрий.
Следы дуальной организации можно усмотреть и в эпических произведениях индусов, а также в государственной организации южноазиатских царств. Так, в «Махабхарате» рассказывается, что в прежние дни жили знаменитые в трех мирах братья Сунда и Упусунда. Жили они вместе и не могли быть убиты никем. Только друг друга могли они убить. Они правили одним и тем же королев¬ством, жили в одном и том же доме, спали на одной и той же постели, сидели на одном и том же сиденье, ели с одного блюда. Одним словом, они были братьями-близнецами. Другая пара близ¬нецов-царей, упоминаемая в «Махабхарате»,— это правитель птиц Гаруда и правитель змей Нага. Они находятся между собой в со¬стоянии постоянной борьбы. Эти мифологические сюжеты, по всей вероятности, отражают дуальную организацию древнеиндийского, общества. Позволительно даже высказать предположение, что Куру и Пандавы, солнечная и лунная династии, война которых описана в «Махабхарате», были не чем иным, как древнеиндийскими фрат¬риями.
Во всяком случае, в некоторых государствах Южной Азии со¬хранилась двойственность власти, объясняемая только из дуальной организации, и мифы, рассказывающие о небесном происхождении братьев — основателей государств. Так, княжество Ахом (группа Шань), по легенде, было основано двумя братьями — Кхунлунг и Кхунлан, которые спустились   с неба16.   В   Сиаме   и Камбодже
13 R і v e r s, 1005, стр. 39—41.
14 Там же, стр. 683.
16 Там же, стр. 679—692.
16 Perry, 1923, стр. 279.
217
 
во главе каждого государства стояли два короля, один из которых считался старшим, другой — младшим 17.
О дуальной организации в Индонезии известно также очень мало. Если оставить в стороне свидетельства, связанные с кросс-кузенным браком и собранные в последнее время весьма полно 18, то прямых описаний дуальной организации остается очень немного.
Минангкабау Суматры, сохранили не только деление на матри-линейные суку (роды) с матрилокальним браком, но и дуальную организацию. Все племя, или, вернее, весь народ, делится на две фратрии — ларас, носящие имена родов, которые входят в их состав. Ларас уже не экзогамны и не играют экономической роли. В повседневной жизни они целиком оттеснены на задний план родовыми подразделениями и домашними матрилинейными общи¬нами. По легенде, они возникли для того, чтобы предотвратить инцест, а затем расщепились на четыре суку (рода). В настоящее время одна ларас считается старшей, аристократической. Ее вожди принадлежат к одной семье одного из суку и передают свои долж-. ности по наследству. Другая ларас считается младшей и демокра¬тической, она выбирает своих вождей на общем собрании. Между членами разных ларас практикуется освященная обычаем пере¬бранка 19.
Батаки сохранили характерные пережитки дуальной организа¬ции: деревенский раджа выбирается у них всегда из членов опре¬деленной семьи; следовательно, должность эта замещается на основе примитивной комбинации наследственного права и выбор¬ности. Семья, из членов которой избирается раджа, входит в так называемый правящий род, главный род деревни. Жена его должна всегда происходить из другого рода, мужчины которого обязаны брать жен в роде раджи. Эта система представляет собой пережиток того времени, когда батаки делились на два рода 20. Другим пере-житкам дуальной организации является любопытная форма упла¬ты за невесту, применяя принятый в русской этнографической .литературе термин — калым. Размер калыма не зависит от возра¬ста, красоты и прочих качеств девушки; он всегда одинаков с калы¬мом, уплаченным за ее мать и за бабушку. Следовательно, отец невесты получает ту самую сумму, которую он уплатил за свою жену. По всей вероятности, это проистекает из дуальной органи¬зации: два первоначальных рода обменивались девушками, а калым был часто символическим и поэтому всегда равноценным даром, переходившим от фратрии к фратрии 21.
Весьма вероятно существование дуальной организации на Со-лорских островах (Малые Зондские острова). Здесь население де-
17 Friederici, 1929, стр. 451—452.
18 F і s с h е г, 1936, стр. 359—372.
19 С о 1 е, 1936, стр. 25—26; L о е Ь, 1935, стр. 103.
20 L о е Ь, 1936, стр. 39.
21 Там же, стр. 58.
218
 
лится на две партии, называющиеся Демон и Паджис и нахо-дящиеся в исконной вражде. Функции этих партий не описаны, но записаны мифы о происхождении вражды. «Когда образовался мир и возникла земля, появились двое людей — мужчина и женщина. У них родились близнецы — девочка и мальчик, которых родители посадили на вершину кокосовой пальмы. В это время погибли все люди, кроме близнецов, которых охраняли змея и олень. Близнецы вступили друг с другом в брак, от которого родились два брата-близнеца, Демон и Паджис, и одна девочка. Демон и Паджис немедленно заспорили друг с другом — кому жениться на сестре. Они рассорились и разошлись в разные стороны. От них произошли люди группы Демон и люди группы Паджис; вражда, начатая братьями, передалась их потомкам. В других вариантах этого мифа, очень близких к только что приведенному, близнецы ссорятся из-за груди матери, из-за колыбели, из-за воды.
В настоящее время вражда между людьми группы Демон и людьми группы Паджис очень сильна и, несмотря на взаимные браки, часто заканчивается свалками, драками и убийствами22. Несмотря на то, что исследователь, описывающий Солорские остро¬ва, не говорит о брачных функциях партий Демон и Паджис, все же совершенно ясно, что мы имеем дело с двумя фратриями. Миф о происхождении этих групп содержит характерные черты дуали¬стических мифов о происхождении фратрий: появление первой пары, рождение у них близнецов, вероятно, потоп, уничтожающий все человечество; спасение близнецов на пальме под охраной змеи и оленя (вероятно, тотемов фратрий); рождение еще одной пары близнецов, на этот раз братьев, ссора между ними и основание двух социальных групп, и ныне продолжающих вражду. Все это не позволяет сомневаться в том, что на Солорских островах имела место дуальная организация.
По некоторым сообщениям, она была известна также сакаям. Следы ее заметны в государственных образованиях Южного Целе¬беса. Государство Макассар состояло из двух частей — Гова и Талло — и, образуя одно государственное целое, имело двух прави¬телей: один, представлявший Гова, считался царем, другой, пред¬ставлявший Талло, считался визирем. Ниже визиря стояли два чиновника, состоявшие в родстве с правителем; затем два главно¬командующих войсками, два начальника мореходства. Все эти лица были принцами королевской крови. Легенда следующим образом объясняла эту двойственность должностей: первый король Гова имел двух сыновей, Батар Гова и Каренг Талло, которые стали правителями Гова и Талло и учредили двойственность должностей. Другое государство Южного Целебеса — Колака, по легенде, осно¬вано двумя братьями, спустившимися с неба и разделившими его на две части. В некоторых княжествах Южного Целебеса правят
22 Arndt, 1938, стр. 1—58.
219
 
одновременно два вождя —* один в мирное время, другой — в воен¬ное 23. Следы подобной двойственности вождей прослеживаются по всем Малым Зондским островам, однако сведения слишком отры¬вочны, чтобы на них можно было основывать прочные и достовер¬ные выводы. Все же несомненна связь двойственности должностей с дуальной организацией, особенно настойчиво подчеркиваемая мифами о происхождении царей и дуальной организации от двух братьев. Действительно, в индонезийских мифах братья, по боль¬шей части близнецы, выступают как основатели фратрий и госу-дарств и как небожители, творцы мира и земли, как главные божества индонезийского пантеона. Так, даяки рассказывают о сотворении земли следующее: сначала не было ничего, кроме бесконечной поверхности воды, по которой плавали два духа — Ара и Ирак, похожие на птиц. Они нырнули вглубь и достали из воды два кусочка тверди, величиной и формой с куриное яйцо каждый. Из одного куска Ара создал небо, из другого Ирак создал землю. Сравнивая свои творения, они нашли, что край земли выдается очень далеко за край неба. Тогда они сдавили землю, вследствие чего возникли горы и долины. Деревья и прочие расте¬ния выросли сами из земли. Ара и Ирак попытались сделать людей из деревьев (отголосок древнего мотива о происхождении людей из деревьев), но из этого ничего не вышло. Тогда они вылепили из глины мужчину и женщину, от которых произошли даяки 24.
На Центральном Борнео рассказывают, что с солнца на землю упал тяжелый меч, глубоко ушедший в почву. Из него выросло дерево, а из дерева вышли близнецы — мальчик и девочка, праро¬дители людей25. По мифу, записанному на острове Ниас, перво¬начально существовал только хаос, безымянный и незримый. За¬тем хаос расщепился и из него возникла богиня Ина да Самихара Луво, которая создала мир. Хотя она не имела мужа, она родила четырех детей, две пары разнополых близнецов, которые пожени¬лись между собой. Младший сын, Ловаланги, стал господином неба, старший сын, Латура,— правителем подземного царства. Вскоре они поссорились, и Ловаланги в течение девяти дней бросал камни с неба на землю. От брака Ловаланги с сестрой произошли люди26. Этот интересный миф позволяет перебросить мост от близнечных мифов к распространенным в Индонезии представлениям о двух верховных богах — боге неба и боге подземного царства. Так, дая¬ки северо-западной части Борнео верят в двух духов, один из которых правит нижним, другой — верхним царствам (землей и небом) 27. По представлениям каро-батаков, на небе живет Отронд-
23 Perry, 1923, стр. 285—287. "Schmidt,  1909, стр. 7. 25 Там же, стр. 8. 28 L о е Ь, 1935, стр. 150—151. 27 Schmidt, 1909, стр. 5.
 
Батур, под землей Отронд-Дебат. Дочь Дебата вышла замуж за Батура, и от нее произошли люди 28. По представлениям макасса-ров, верховный бог Топаидирове — творец мира и владыка неба. Ему противостоит его младший брат Гури на Салланг, владыка подземного царства. Оба бога имели по сестре-близнецу, кото¬рыми они обменялись, для того чтобы вступить в брак29. Таким образом, дуалистические верования индонезийцев коренятся в близнечном мифе, тесно связанном с дуальной организацией. За- ф висимость от последней отчетливо заметна также в макассарском рассказе о двух богах, обменивающихся сестрами. К тому же кругу представлений тяготеет пресловутый прамонотеизм семан-гов. У группы семангов джакаев, по словам Шебесты, верховным существом является некий Карей, который производит гром и живет на небе. Он, подобно человеку, является как бы начальни¬ком, или князем, над малайцами, он все создал и требует от людей кровавых жертв. У него есть жена Маноид, живущая глубоко под землей, и дети — Топедн, Бёгрег и другие30. Однако дальше, в противоречии с собственным изложением, Шебеста говорит, что все создал Топедн, Карей же ничего, что Топедн добрый, Карей — злой, любит человеческую кровь и потому убивает людей мол¬ниями или болезнями. Карей дал людям законы, за исполнением которых он следит. Если преступивший закон хочет избежать наказания, он должен принести кровавую жертву. Если Карей переходит меру своего гнева и слишком сильно гремит, то Топедн вступается за своих внуков и сдерживает его.
Уже эти сообщения наводят на мысль, что в толковании Ше-бестой образов Топедна и Карея не все благополучно. Концепция единого бога Карея существует только в воображении Шебесты. В действительности же Карей и Топедн по меньшей мере равно¬правны; предпочтение отдается скорее Топедну, представляюще¬му доброе начало. Топедн, а не Карей — подлинный творец Все¬ленной; Карей только дает людям законы. Все это позволяет подозревать в Топедне и Карее двух братьев-творцов, совместно создающих, по мифологии семангов, так же как по мифологии других первобытных народов, культуру и Вселенную. Действи¬тельно, по признанию самого Шебесты, некоторые группы семан¬гов считают Топедна и Карея братьями 31.
28 S с h m i d t, 1909, стр. 49.
29 Там же, стр. 55.
80 Шебеста, 1928, стр. 46. 31 Там же, стр.-62.
 
220

Версия для печати

 

2011   Козацька бібліотека © Всі права захищені
КОЗАЦЬКА БІБЛІОТЕКА · ГОСТЬОВА КНИГА · КАРТА САЙТУ


ВебСтолица.РУ: создай свой бесплатный сайт!  | Пожаловаться  
Движок: Amiro CMS